Вас что-то беспокоит? Хотите поговорить об этом?

Главная » Публицистика » Об окончании 3-го сезона Фарго (Fargo) и философии

Об окончании 3-го сезона Фарго (Fargo) и философии

Прежде чем перейти к описанию заявленной темы, хочу признаться в личном. Сделаю я это небескорыстно, но и без манипуляции, совершенно открыто пояснив читателю потом, зачем мне этот выход из уютного чуланчика понадобился. Дело в том, что одно из сильнейших моих желаний это отнюдь не хуесосить Путина, что бы он там о себе не возомнил. Было, может быть, но уже утихло и осуществляется постольку-поскольку, без страсти и скорее по привычке. Больше же этого, и притом во много раз, мне хочется сочинять тексты по книжкам и фильмам. И, может быть, мне это даже нравится, хотя не должно нравиться моим терпеливым читателям. Ведь из того, что кому-то нравится петь в душе, например, не следует с необходимостью, что он это делает хорошо. Наверное, Вам тоже попадался, теперь все более редкий, тип людей, которые любят петь, но совершенно это делать не умеют. Как знать, может и я льщу себе как эти люди с оттоптанными медведями ушами и петушачьими голосами, которых извиняет лишь то, что под ребрами у них стучится неравнодушное и если не горячее, то и не абсолютно ледяное, сердце. Что по нашим временам уже немало.

Сериал «Фарго» от (хотел по памяти написать, что «небезызвестной телекомпании HBO», но не угадал) телекомпании FХ. Факт, что я мог подумать, будто это HBO, может говорить как о хорошем качестве произведения, так и о плохой разборчивости или утомленности меня как зрителя и критика. И такая неопределенность свойственна не столько мне, сколько братьям Коэнам, по мотивам одноименного фильма которых сериал и снят и, надеюсь, продолжит сниматься. И эта неопределенность в последней серии третьего сезона была доведена до высшего совершенства.

По версии некоторых критиков, финал является cliffhanger’ом, то есть приемом, который должен сохранить напряжение, внимание и интерес зрителей до того времени, когда воспоследует продолжение. Я же склоняюсь к тому, что это завершенное художественное высказывание, к тому же характерное для братьев Коэнов. В частности, так заканчивается фильм «Серьезный человек» (A Serious Man), проводя через весь фильм в качестве одной из тем неопределенность и в неопределенности и завершаясь сценой приближающейся к главным героям бури, когда неизвестно, они успеют или не успеют от нее укрыться.


Разумеется, и «Серьезный человек» и «Фарго» более богаты смыслами, но не о первом сейчас речь, а относительно второго можно сказать, что в нем происходит такая серия нелепиц, словно авторы из хорошо перемешанного мешка вытаскивают события как в лото или как в жизни, предлагая сделать выводы зрителю. Одно из любимых слов Коэнов — слово «surmise» — «догадайся». При этом в финале догадка и желание зрителя о пути разрешения конфликта персонажей не разрешаются «правильным» ответом. В поставленном вопросе о том, как устроен мир, бессильно ли в нем зло или все проблемы лишь от того, что в мире есть добро («не будь добра, никто бы не обращал внимания»), решения в фильме нет. В этом он наследует от великой литературы, ставящей вопросы, но не отвечающей на них. Литературы скромной и трезвой, сознающей ограниченность своих сил, не строящей замков с сияющими вершинами там, где эта проблема не нашла ответа за тысячи лет.

При всей хтонической глубине и небесной важности поставленной проблемы, фильм не нудный и классически голливудский, ориентирующийся на широкий круг зрителей. Не унылый артхауз. Он явно рыночно выстроен, что прослеживается хотя бы по тому, что зритель европейский, китайский и славянский найдут для себя в троице отрицательных героев если не свое альтер эго, то гнусного соседа во всяком случае. Славянского зрителя, а в данном случае меня, как носителя русского языка, фильм подкупает и тем, что он тоже немножечко хуесосит Путина, что говорит о нем, как о политически актуальном. О фильме, а не о Путине. К сожалению, зрители русских телеканалов при переводе будут лишены всей остроты политической сатиры. Также они не ощутят всей мощи талантов актеров, среди которых я лишь отмечу великолепного Эвана МакГрегора и талантливейшую Кэрри Кун. Кэрри сравнительно недавно появилась на экранах, но снимается достаточно активно. Правда, речь не об актерах, хотя и Дэвид Тьюлис, которого Вы можете помнить по роли Римуса Люпина в Поттериаде, и Майкл Сталберг с моей аватары — артисты не последние.

Не скажу, что изначальный замысел заметки мне вполне удался в части реализации, что-то выпало из внимания. Но замысел был великолепен, пока звучал при сочинении в голове. Мне же желалось бы узнать у Вас, интересно ли Вам, в свою очередь, прочитать подобную критику, даже если она не несет новых для Вас мыслей, а лишь сверяет их, подтверждая или слегка оттеняя смыслы? Собственно, для получения этого ответа я и признавался в постыдной тяге к графомании и критиканству. Видите, я не обманул и пояснил, к чему обнажал душу. Вот она, педагогическая роль искусства! Но если Вы желаете обсудить что-то еще из сериала вообще, начиная с начала, или о чем-то еще, то кто я, чтобы не смиренно на это согласиться?

Добавить комментарий

